(специальности 13.00.02 и 13.00.08)
Рекомендуемые литература и материалы
1. Научно-методологический раздел. |
1.1. Представление о педагогике как науке. Предмет педагогики. Основные функции педагогической науки (теоретическая и технологическая). Система педагогических наук (дидактика, теория воспитания, общая, возрастная (дошкольная, школьная, профессионально-техническая, высшей школы, третьего возраста), социальная, сравнительная, военная, специальная педагогика). Связи педагогики с другими науками (философия, педагогическая, общая, возрастная, социальная психология, психология индивидуальных различий, кибернетика (теория управления и информатика), психофизиология, социология). |
1.2. Методологические основы педагогики. 1.2.1. Категории педагогики и педагогической психологии (образование, учебный процесс, обучение и развитие, формирование, учение, усвоение, воспитание; педагогическая система, цели, содержание, методы, средства и формы обучения). Категории профессиональной педагогики (профессиональное образование, профессиональное обучение, профессиональное развитие человека). Связи категорий педагогики друг с другом (образование, обучение и воспитание; обучение и учение; обучение и развитие; формирование и развитие и т.д.). 1.2.2. Представление о формальной и диалектической логике и областях их применимости в педагогическом исследовании. Основные законы диалектики: единство и борьба противоположностей; переход количества в качество; двойное отрицание. Основные категории диалектики: целое и часть; элемент, система, структура; единичное, общее и особенное; содержание и форма; качество и количество, мера; отношение, связь, взаимодействие; причина и следствие; необходимость и случайность; закон и закономерность; явление и сущность; возможность и действительность. Исследовательские подходы в парных категориях диалектики: содержательный и формальный подходы; логический и исторический подходы; качественный и количественный подходы; сущностный и феноменологический подходы; единичный и общий подходы. Основные исследовательские подходы, используемые в педагогике (системный, личностный, деятельностный, акмеологический). 1.2.3. Методы научно-педагогического исследования. Теоретические методы: анализ и синтез, дедукция и индукция, классификация, метод восхождения от конкретного к абстрактному, метод восхождения от абстрактного к конкретному, терминологический анализ, моделирование, мысленный эксперимент. Эмпирические методы: 1. Частные методы: изучение литературных источников и документов; наблюдение; опросные методы (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование); метод экспертных оценок. 2. Комплексные методы: обследование; мониторинг, социометрия; изучение и обобщение педагогического опыта; опытная педагогическая работа; эксперимент. Инструментальные методы (методики) исследования в профессионально-педагогических исследованиях: хронометраж, циклография и другие биомеханические методики, электроэнцефалография, электромиография, электрокардиография, методики определения функционального состояния нервной системы в процессе учения и труда. 1.2.4. Педагогический эксперимент и его виды (пилотажный, классический, факторный). Этапы педагогического эксперимента (констатирующий, формирующий). Этапы опытно-экспериментальной работы: выбор экспериментальных объектов; разработка критериальной базы; выбор методик анализа исходного и конечного состояния объектов; определение временных интервалов, этапов опытной работы, исполнителей и т.д. Эксперимент в теории поэтапного формирования умственных действий и развивающем обучении. Особенность эксперимента: результатом эксперимента является не проверка гипотезы, а программа обучения. Математические и статистические методы в педагогическом исследовании: основные методы проверки статистических гипотез (параметрические - критерии Стьюдента, Фишера, хи-квадрат, непараметрические - критерии знаков, Колмогорова-Смирнова, Уилкоксона, Манна-Уитни); факторный анализ; кластерный анализ; типологизация. |
1.3. Элементы истории педагогики. 1.3.1. Великие зарубежные педагоги XVII – XX вв. и система их взглядов на образование, обучение и воспитание, их цели, содержание и методы. (Песталоции, Коменский, Локк, Руссо, Гельвеций, Дидро, Фребель, Оуэн, Дьюи, Дистервег, Монтессори). Пять персоналий на выбор. 1.3.2. Великие отечественные педагоги XVII – XX вв. и система их взглядов на образование, обучение и воспитание, их цели, содержание и методы. (Ломоносов, Ушинский, Герцен, Толстой, Гессен, Каптерев, Макаренко, Сухомлинский, Шацкий, Амонашвили). Пять персоналий на выбор. |
2. Частные вопросы функционирования системы образования. |
2.1. Обучение и воспитание (аспект обучающего): основные психолого-педагогические и дидактические концепции: бихевиористская концепция; ассоциативно-рефлекторная теория; когнитивная теория учения; культурно-историческая теория развития психики человека (Л.С.Выготский); теория развивающего обучения (в том числе теория типов мышления (теоретический и эмпирический) В.В.Давыдова); теория содержательного обобщения; теория учебной деятельности и ее субъекта; теория поэтапного формирования умственных действий; теория развития личности в различных образовательных системах; теория единства слова и наглядности в обучении; теория объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного и компьютерного обучения; теория целеполагания и таксономии целей образования. Основные психолого-педагогические проблемы и трудности традиционного обучения. |
2.2. Обучение и воспитание (аспект обучающего): основные принципы проектирования, реализации и оценки образовательных технологий. Педагогическая технология как упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса. Методика разработки обучающих программ по Н.Ф. Талызиной. Управление процессом усвоения знаний (по Н.Ф. Талызиной) как средство реализации образовательной технологии: постановка целей обучения, разработка обучающей программы, организация процесса усвоения, контроль и коррекция процесса усвоения. Психодиагностическая методика как средство оценки образовательной технологии. Методики диагностики уровня развития и тесты способностей: логические способности, мышление, память, творческое развитие, обучаемость. (тесты Д.Векслера, Р.Амтхауэра, Дж.Равена, Стэнфорд-Бине, тесты ШТУР и АСТУР, батареи тестов дифференциальных (DAT) и общих способностей (GATB) и др.). Валидность методики (содержательная и функциональная). Надежность методики. |
2.3. Обучение и воспитание (аспект обучающего): основные реализованные педагогические системы и технологии. Сравнительный анализ любых трех педагогических систем/технологий из списка по параметрам целей и содержания обучения, методов, форм и средств. Список систем/технологий: Вальдорфская педагогика; Педагогика Ш.А.Амонашвили (гуманно-личностная); Игровое обучение; Коллективный способ обучения (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко); Модель «Русская школа»; Начальная школа (В.Н.Зайцев); Обучение на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин); Опорные схемы при комментируемом управлении (С.Н.Лысенкова); Программированное обучение; Система поэтапного обучения (Н.Н.Латышев); Система развивающего обучения (В.В.Занков); Система В.Ф.Шаталова; Технология авторской школы самоопределения (А.Н.Тубельский); Технология педагогических мастерских; Система развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов); Технологии проблемно-детельностного обучения (А.Вербиций и др.); Технология саморазвития (М.Монтессори); Дидактическая система деятельностного метода (Л.В.Петерсон, «Школа 2000»); Технология свободного труда (С.Френе); Технология эффективных уроков (А.А.Окунев); Уровневая дифференциация обучения (В.В.Фирсов); Школа-парк (М.А.Балабан); Школа завтрашнего дня (Д.Ховард). |
2.4. Обучение и воспитание (аспект учащегося): теоретические основы. 2.4.1. Психолого-педагогический блок. Деятельность, действие, операция. Структура действия: мотив и цель, предмет действия, субъект действия, операции, ориентировочная основа действия (ООД). Функциональный состав действия: ориентировочный, исполнительный, контрольный, коррекционный блок. Этапы усвоения: мотивационный, составления ООД, материальный, материализованный, внешней и внутренней речи, умственный. Законы усвоения (по П.Я.Гальперину и Н.Ф.Талызиной): обеспечение полноты состава операций и ориентировки действия, материализация исполнительной и ориентировочных частей действия, соблюдение порядка этапов усвоения. Типы учения. Структура учебной деятельности по В.В.Давыдову. Структура учения по И.И.Ильясову (уяснение и отработка). Формирование. Развитие. Зона ближайшего развития. 2.4.2. Общепсихологический блок. Представление об основных психических функциях, обеспечивающих процесс учения, и их роли (внимание, воображение, мышление, память). Задатки и способности в учении. Личность учащегося (по схеме В.С. Мерлина). Направленность личности. Мотивация деятельности учащихся; основные виды мотивации. Эмоционально-волевая сфера личности учащегося. Самостоятельность. Самоуправление деятельностью учащегося. 2.4.3. Блок психологии индивидуальных различий. Представление о возрастных и индивидуальных особенностях учащихся (возраст, пол, темперамент, характер и т.д. в соответствии со схемой В.С. Мерлина). Специфика основных компонентов профессионально-педагогического процесса (теоретического обучения, практического (производственного) обучения, учебного проектирования, производственной практики) в подсистемах начального, среднего и высшего профессионального образования. Специфика воспитательной работы в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. |
2.5. Обучение и воспитание (аспект учащегося): основные особенности проектирования, реализации и оценки образовательных технологий. Дифференцированное обучение как выявление и учет индивидуальных особенностей, склонностей и интересов учащихся. Виды дифференциации (уровневая и профильная). Индивидуализация обучения. Активизация учения и учебной деятельности. Личностно-ориентированное обучение. Развивающий потенциал и развивающий эффект обучения. Психодиагностические методики как вспомогательный инструмент реализации и оценки образовательной технологии. Методики диагностики уровня развития и тесты способностей: логические способности, мышление, память, творческое развитие, обучаемость. (тесты Д.Векслера, Р.Амтхауэра, Дж.Равена, Стэнфорд-Бине, тесты ШТУР и АСТУР, батареи тестов дифференциальных (DAT) и общих способностей (GATB) и др.). Личностные тесты (опросник Р.Кеттела, Г.Айзенка, А.Эдвардса, репертуарные решетки Келли, многостадийный личностный опросник – MMPI, методика исследования жизненный планов LifeLine (Кроник, Головаха, Ахмеров), опросник личностных ориентаций POI, проективные техники, и др.). |
2.6. Обучение и воспитание (аспект учащегося): основные реализованные педагогические системы и технологии. Сравнительный анализ любых трех педагогических систем/технологий из списка по параметрам дифференциации, индивидуализации, развивающего и мотивирующе-активизирующего потенциала, ориентированности на личность учащегося. Список систем/технологий: Вальдорфская педагогика; Педагогика Ш.А.Амонашвили (гуманно-личностная); Игровое обучение; Коллективный способ обучения (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко); Модель «Русская школа»; Начальная школа (В.Н.Зайцев); Обучение на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин); Опорные схемы при комментируемом управлении (С.Н.Лысенкова); Программированное обучение; Система поэтапного обучения (Н.Н.Латышев); Система развивающего обучения (В.В.Занков); Система В.Ф.Шаталова; Технология авторской школы самоопределения (А.Н.Тубельский); Технология педагогических мастерских; Система развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов); Технологии проблемно-детельностного обучения (А.Вербиций и др.); Технология саморазвития (М.Монтессори); Дидактическая система деятельностного метода (Л.В.Петерсон, «Школа 2000»); Технология свободного труда (С.Френе); Технология эффективных уроков (А.А.Окунев); Уровневая дифференциация обучения (В.В.Фирсов); Школа-парк (М.А.Балабан); Школа завтрашнего дня (Д.Ховард). |
3. Система профессионального образования в целом. |
3.1. Обеспечение функционирования системы образования. 3.1.1. Нормативно-правовая база всех уровней и меры по обеспечению качества. Закон Российской Федерации «Об образовании» (13 января 1995 г.); Закон РФ о высшем и последипломном образовании. Национальная Доктрина образования в России, Концепция модернизации российского образования до 2010 года, Федеральная программа развития образования. Типовые положения об учреждениях начального, среднего, высшего образования. Учредительный договор и устав образовательного учреждения. Учебные программы и Учебные планы по конкретным дисциплинам. Паспорта специальностей научных работников. Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений. Государственный образовательный стандарт программ начального, среднего и высшего образования. Федеральные, национально-региональные и местные компоненты государственных стандартов. 3.1.2. Воспроизводство и сохранение системы образования. Система подготовки работников профессионального образования: ВУЗы (в т.ч. педагогические), последипломное образование (в т.ч. аспирантура и докторантура). Повышение квалификации педагогических, научно-педагогических кадров профессиональных образовательных учреждений. Развитие вспомогательных служб в профессиональных образовательных учреждениях в новых социально-экономических условиях: финансовой службы, служб маркетинга, мониторинга качества, деятельность практических психологов и социальных педагогов в профессиональном образовательном учреждении и др. |
3.2. Основные аспекты функционирования системы образования. 3.2.1. Формирование целей образования. Иерархия целей образования по уровням (социально-экономический заказ (модель специалиста (по Н.Ф.Талызиной) и модель компетенций.), уровень ступени образования (дошкольная; средняя школа; проф.образование: среднее и высшее; постдипломное)). Таксономии целей образования и обучения по различным основаниям. Функции образования. 3.2.2. Формирование содержания образования. Базовая, вариативная и дополнительная компоненты содержания образования (в соответствии ГОС). Учебный план, модель учебного плана, типовой и рабочий учебные планы. Типовые и рабочие учебные программы. Конкретные элементы содержания образования (система знаний о природе, обществе, человеке, технологии и способах деятельности; система интеллектуальных и практических умений и навыков, обеспечивающих освоение и сохранение культуры; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру: труду, науке, другим людям, самому себе). Система взглядов, убеждений, идеалов, общечеловеческих ценностей. Национальная и интернациональная культура в содержании образования. Межпредметные связи. Анализ любой конкретной образовательной программы (четырех или пятилетнего) высшего образования с точки зрения указанных выше конкретных элементов содержания образования и межпредметных связей. 3.2.3. Основные виды методов обучения и технологий, используемых в образовании. Метод обучения как система последовательных действий обучающего, организующих и обусловливающих познавательную и практическую деятельность учащегося по усвоению конкретного элемента социального опыта. Классификация и описание И.Я.Лернером методов обучения по основанию деятельности учащегося, организуемой методом (информационно-рецептивные, репродуктивные, эвристические, исследовательские, проблемные). Основные виды и описание технологий обучения: адаптивные, развивающие, личностно-ориентированные, диалоговые, модульные, контекстные, информационные, уровневой дифференциации обучения, группового воздействия, суггестологии, мультимедиатехнологии, игротехники, технологии педагогического общения, диагностики, прогнозирования, саморазвития, коррекции. Классификация технологий. Области применимости технологий. 3.2.4. Основные формы профессионального образования. Обучение в ВУЗе. Основные модели колледжей и университетов. Последипломное образование (аспирантура и докторантура). Институциональные формы дополнительного последипломного профессионального образования: институты повышения квалификации, учебно-курсовые комитеты, курсы и т.п. Профессиональная переподготовка незанятого населения, учебные центры служб занятости. Внутрифирменное обучение кадров (обучение по Интернет, тренинговые формы обучения, система тренерства и наставничества, коучинг): подготовка, переподготовка, повышение квалификации персонала. Ступенчатая система обучения персонала. Неформальное образование взрослых. Развитие самообразования взрослых. 3.2.5. Некоторые проблемы системы образования. Согласование образования с жизнью и потребностями конкретного человека (обеспечение гармоничного развития личности в целом и соответствия уровня образования требованиям времени – компьютерная, языковая, коммуникативная грамотность). Профессиональная ориентация, профессиональная адаптация и профессиональная пригодность (соответствие требованиям рынка труда) как проблемы профессиональной педагогики. Взаимосвязь и преемственность различных ступеней образования. Возникновение рынка образовательных услуг: проблемы конкуренции, обеспечения качества и адекватного запросам общества ассортимента своевременных образовательных услуг. Проблемы административно-хозяйственного и финансово-планового уровня: недостаточность финансирования; сокращение временных ресурсов; транзакционные издержки, связанные с изменениями законодательства, реформированием и нововведениями в системе образования. Проблема человеческих ресурсов: демографическая «яма» в среде учащихся, «утечка мозгов», дефицит высококвалифицированных преподавательских и управленческих кадров. |
3.3. Развитие/деградация системы образования: основные тенденции. 3.3.1. Развитие идеи гуманизации образования как усиление его личностной направленности. Принципы реализации идеи гуманизации образования: его гуманитаризация; фундаментализация; деятельностная направленность; национальный характер образования. Изменения, вносимые в содержание образования и технологии обучения. 3.3.2. Развитие идеи демократизации образования как усиление его социальной направленности. Принципы реализации идеи демократизации образования: самоорганизации учебной деятельности учащихся, студентов; сотрудничества обучающих и обучаемых; открытости образовательных учреждений; многообразия образовательных систем; регионализации профессионального образования; равных возможностей; общественно-государственного управления. 3.3.3. Развитие идеи непрерывного профессионального образования как переход от формулы "образование на всю жизнь" к формуле "образование через всю жизнь", как создание условий для свободного продвижения человека в профессиональном образовательном пространстве. Принципы реализации идеи непрерывного профессионального образования: многоуровневости профессиональных образовательных программ; дополнительности (взаимодополнительности) базового и последипломного профессионального образования; маневренности профессиональных образовательных программ; преемственности образовательных программ; интеграции профессиональных образовательных структур; гибкости организационных форм профессионального образования (очная, вечерняя, заочная, открытое, дистанционное профессиональное обучение, экстернат и т.д.). 3.3.4. Информатизация образования. Компьютерные, мультимедийные и Интернет средства обучения. Учебные телекоммуникационные проекты. Психолого-педагогические основы компьютерного обучения. Педагогическая целесообразность и функциональные возможности компьютерного обучения: организация учебной деятельности в системе учитель-ученик-компьютер; индивидуализация процесса обучения; компьютер как тренажер и средство контроля; компьютер как моделирующая среда. Проблема отбора содержания образования с учетом новых информационных технологий. Информационные технологии обучения предмету: примеры конкретных программных продуктов. 3.3.5. Болонский процесс и его история. Основные мероприятия (ступени образования, образовательные кредиты, перестройка содержания и технологий образования, модульность обучения и т.д.). Перспективы и недостатки. Полемика о целесообразности вхождения России в Болонское соглашение. 3.3.6. Развитие дистанционного и дистантного образования. Преимущества и недостатки. Области применимости. 3.3.7. Введение новых форм аттестации обучающихся (средняя и высшая школа). Перспективы и недостатки. 3.3.8. Введение инновационных методов и форм обучения. Основные принципы реализации: переход от информативных методов к формам обучения с включением в деятельность учащегося; переход к активизирующим, развивающим, интенсифицирующим, игровым способам организации учебного процесса. Проблемы и задачи перехода от знаниевого к деятельностному подходу в образовании. Примеры инновационных методов и форм обучения. |
3.4. Соотношение системы профессионального образования в России с аналогичными системами в других странах. Основные тенденции развития профессионального образования за рубежом в ведущих странах: количественный рост профессиональных образовательных учреждений и ученических (студенческих) мест в них; гуманизация профессионального образования; ориентация на самостоятельную работу студентов; развитие общественных форм управления профессиональным образованием: развитие попечительских советов, участие в управлении союзов работодателей и профессиональных союзов, профессиональных ассоциаций; развитие независимых аттестационных организаций. Основные характеристики зарубежных систем профессионального образования в Германии, Франции, Англии, США. Колледж и университет как общемировые модели профессиональных образовательных учреждений. Зарубежные модели непрерывного профессионального образования: пожизненное образование, перманентное образование, непрекращающееся образование. |
- Материалы лекций С.Д.Смирнова.
- Материалы учебных курсов В.А.Попкова.
- Материалы лекций Н.Ф.Талызиной и И.И.Ильясова.
- Материалы работы семинара для аспирантов и слушателей ФПО.
- Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2002.
- Володарская И. А., Митина А. И. Проблема целей обучения в современной педагогике. М. Изд-во МГУ, 1989.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985.
- Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий. «Вопросы психологии», М., 1969, № 1.
- Гальперин П.Я. Организация умственной деятельности и эффективность учения. «Возрастная и педагогическая психология» / Материалы Всесоюзного совещания. Пермь, 10-14 апреля 1973. Также есть в хрестоматии «»
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». Автореф. дисс. докт. наук. Москва, 1965.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М. «ИНТОР», 1996.
- Дидактика. Под ред. М.Н.Скаткина и И.Я.Лернера. М., 1989.
- Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности. Сборник статей. М., Издательство МГУ, 1968.
- Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике: Научно-методическое пособие. М.: Издательский дом Ореол-Лайн, 1998.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., Издательство МГУ, 1986.
- Карпова А.Ф. Изменение поэтапного формирования при его систематическом применении. Сб. «Управляемое формирование психических процессов». М., Издательство МГУ, 1977.
- Коржуев А.В., Попков В.А. Вузовское и послевузовское профессиональное образование: критическое осмысление проблем, поиск решений. М.: Янус-К, 2002.
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., «Педагогика», 1981.
- Обухова Л.Ф. Формирование системы физических понятий в применении к решению задач.
- От Выготского к Гальперину. Специальное приложение к «Журналу практического психолога» М.: Фолиум, 1996.
- Педагогика. Под ред. Ю.К. Бабанского. М., «Просвещение», 1983.
- Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. М.: УМЦ «Школа 2000…», 2003.
- Подольский А.И. Становление познавательного действия. М., Изд-во МГУ, 1987.
- Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. М.: Академический проект, 2004.
- Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
- Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., «Академия», 2001.
- Талызина Н. Ф. Методика составления обучающих программ в свете современных требований к модели специалиста / Новое в теории и практике обучения. M., «Знание», 1981.
- Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., Изд-во МГУ, 1984.
- Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста. «Современная высшая школа», Варшава, 1986, № 2.
- Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М., «Академия», 2001.
- Талызина Н. Ф. Практикум по педагогической психологии. М., «Академия», 2002.
- Теории учения. Хрестоматия. Часть 1. Отечественные теории учения. Под ред. Н.Ф.Талызиной, И.А.Володарской. М.: Редакционно-издательский центр «Помощь», 1996. Содержит статьи Выготского, Рубинштейна, Леонтьева, Гальперина, Давыдова, Ильясова, Талызиной.
- Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В.Давыдова; Российская Академия Образования. – М.: Интор, 1994.- 128 с.