ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова
Факультет педагогического образования
Россия, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 52 каб. 332 (2-ой учебный корпус)
+7 495 939 12 89
fpo.mgu@mail.ru

Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова

Факультет педагогического образования
МЕНЮ
МЕНЮ

Мы рады приветствовать вас
на официальном сайте нашего учебного заведения!

Это сайт
образовательного учреждения!

Перейти в раздел

О факультете

Sadovnichiy Basuk

 О факультете

Факультет педагогического образования (ФПО) организован в 1997 году решением Ученого совета университета по инициативе Ректора МГУ академика В.А.Садовничего. Новаторски развивая традиции передачи передового научно-педагогического опыта и современных педагогических технологий студентам, магистрантам, аспирантам и преподавателям, факультет педагогического образования осуществляет подготовку учащихся на трех уровнях:

 

 

• магистратура

• аспирантура

• дополнительное профессиональное образование.

(специальности 13.00.02 и 13.00.08)

Рекомендуемые литература и материалы

1. Научно-методологический раздел.
1.1. Представление о педагогике как науке.

Предмет педагогики. Основные функции педагогической науки (теоретическая и технологическая). Система педагогических наук (дидактика, теория воспитания, общая, возрастная (дошкольная, школьная, профессионально-техническая, высшей школы, третьего возраста), социальная, сравнительная, военная, специальная педагогика). Связи педагогики с другими науками (философия, педагогическая, общая, возрастная, социальная психология, психология индивидуальных различий, кибернетика (теория управления и информатика), психофизиология, социология).
1.2. Методологические основы педагогики.

1.2.1. Категории педагогики и педагогической психологии (образование, учебный процесс, обучение и развитие, формирование, учение, усвоение, воспитание; педагогическая система, цели, содержание, методы, средства и формы обучения). Категории профессиональной педагогики (профессиональное образование, профессиональное обучение, профессиональное развитие человека). Связи категорий педагогики друг с другом (образование, обучение и воспитание; обучение и учение; обучение и развитие; формирование и развитие и т.д.).

1.2.2. Представление о формальной и диалектической логике и областях их применимости в педагогическом исследовании. Основные законы диалектики: единство и борьба противоположностей; переход количества в качество; двойное отрицание. Основные категории диалектики: целое и часть; элемент, система, структура; единичное, общее и особенное; содержание и форма; качество и количество, мера; отношение, связь, взаимодействие; причина и следствие; необходимость и случайность; закон и закономерность; явление и сущность; возможность и действительность. Исследовательские подходы в парных категориях диалектики: содержательный и формальный подходы; логический и исторический подходы; качественный и количественный подходы; сущностный и феноменологический подходы; единичный и общий подходы. Основные исследовательские подходы, используемые в педагогике (системный, личностный, деятельностный, акмеологический).

1.2.3. Методы научно-педагогического исследования. Теоретические методы: анализ и синтез, дедукция и индукция, классификация, метод восхождения от конкретного к абстрактному, метод восхождения от абстрактного к конкретному, терминологический анализ, моделирование, мысленный эксперимент. Эмпирические методы: 1. Частные методы: изучение литературных источников и документов; наблюдение; опросные методы (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование); метод экспертных оценок. 2. Комплексные методы: обследование; мониторинг, социометрия; изучение и обобщение педагогического опыта; опытная педагогическая работа; эксперимент. Инструментальные методы (методики) исследования в профессионально-педагогических исследованиях: хронометраж, циклография и другие биомеханические методики, электроэнцефалография, электромиография, электрокардиография, методики определения функционального состояния нервной системы в процессе учения и труда.

1.2.4. Педагогический эксперимент и его виды (пилотажный, классический, факторный). Этапы педагогического эксперимента (констатирующий, формирующий). Этапы опытно-экспериментальной работы: выбор экспериментальных объектов; разработка критериальной базы; выбор методик анализа исходного и конечного состояния объектов; определение временных интервалов, этапов опытной работы, исполнителей и т.д. Эксперимент в теории поэтапного формирования умственных действий и развивающем обучении. Особенность эксперимента: результатом эксперимента является не проверка гипотезы, а программа обучения. Математические и статистические методы в педагогическом исследовании: основные методы проверки статистических гипотез (параметрические - критерии Стьюдента, Фишера, хи-квадрат, непараметрические - критерии знаков, Колмогорова-Смирнова, Уилкоксона, Манна-Уитни); факторный анализ; кластерный анализ; типологизация.
1.3. Элементы истории педагогики.

1.3.1. Великие зарубежные педагоги XVII – XX вв. и система их взглядов на образование, обучение и воспитание, их цели, содержание и методы. (Песталоции, Коменский, Локк, Руссо, Гельвеций, Дидро, Фребель, Оуэн, Дьюи, Дистервег, Монтессори). Пять персоналий на выбор.

1.3.2. Великие отечественные педагоги XVII – XX вв. и система их взглядов на образование, обучение и воспитание, их цели, содержание и методы. (Ломоносов, Ушинский, Герцен, Толстой, Гессен, Каптерев, Макаренко, Сухомлинский, Шацкий, Амонашвили). Пять персоналий на выбор.
2. Частные вопросы функционирования системы образования.
2.1. Обучение и воспитание (аспект обучающего): основные психолого-педагогические и дидактические концепции: бихевиористская концепция; ассоциативно-рефлекторная теория; когнитивная теория учения; культурно-историческая теория развития психики человека (Л.С.Выготский); теория развивающего обучения (в том числе теория типов мышления (теоретический и эмпирический) В.В.Давыдова); теория содержательного обобщения; теория учебной деятельности и ее субъекта; теория поэтапного формирования умственных действий; теория развития личности в различных образовательных системах; теория единства слова и наглядности в обучении; теория объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного и компьютерного обучения; теория целеполагания и таксономии целей образования. Основные психолого-педагогические проблемы и трудности традиционного обучения.
2.2. Обучение и воспитание (аспект обучающего): основные принципы проектирования, реализации и оценки образовательных технологий.

Педагогическая технология как упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса. Методика разработки обучающих программ по Н.Ф. Талызиной. Управление процессом усвоения знаний (по Н.Ф. Талызиной) как средство реализации образовательной технологии: постановка целей обучения, разработка обучающей программы, организация процесса усвоения, контроль и коррекция процесса усвоения. Психодиагностическая методика как средство оценки образовательной технологии. Методики диагностики уровня развития и тесты способностей: логические способности, мышление, память, творческое развитие, обучаемость. (тесты Д.Векслера, Р.Амтхауэра, Дж.Равена, Стэнфорд-Бине, тесты ШТУР и АСТУР, батареи тестов дифференциальных (DAT) и общих способностей (GATB) и др.). Валидность методики (содержательная и функциональная). Надежность методики.
2.3. Обучение и воспитание (аспект обучающего): основные реализованные педагогические системы и технологии.

Сравнительный анализ любых трех педагогических систем/технологий из списка по параметрам целей и содержания обучения, методов, форм и средств. Список систем/технологий: Вальдорфская педагогика; Педагогика Ш.А.Амонашвили (гуманно-личностная); Игровое обучение; Коллективный способ обучения (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко); Модель «Русская школа»; Начальная школа (В.Н.Зайцев); Обучение на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин); Опорные схемы при комментируемом управлении (С.Н.Лысенкова); Программированное обучение; Система поэтапного обучения (Н.Н.Латышев); Система развивающего обучения (В.В.Занков); Система В.Ф.Шаталова; Технология авторской школы самоопределения (А.Н.Тубельский); Технология педагогических мастерских; Система развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов); Технологии проблемно-детельностного обучения (А.Вербиций и др.); Технология саморазвития (М.Монтессори); Дидактическая система деятельностного метода (Л.В.Петерсон, «Школа 2000»); Технология свободного труда (С.Френе); Технология эффективных уроков (А.А.Окунев); Уровневая дифференциация обучения (В.В.Фирсов); Школа-парк (М.А.Балабан); Школа завтрашнего дня (Д.Ховард).
2.4. Обучение и воспитание (аспект учащегося): теоретические основы.

2.4.1. Психолого-педагогический блок.
Деятельность, действие, операция. Структура действия: мотив и цель, предмет действия, субъект действия, операции, ориентировочная основа действия (ООД). Функциональный состав действия: ориентировочный, исполнительный, контрольный, коррекционный блок. Этапы усвоения: мотивационный, составления ООД, материальный, материализованный, внешней и внутренней речи, умственный. Законы усвоения (по П.Я.Гальперину и Н.Ф.Талызиной): обеспечение полноты состава операций и ориентировки действия, материализация исполнительной и ориентировочных частей действия, соблюдение порядка этапов усвоения. Типы учения. Структура учебной деятельности по В.В.Давыдову. Структура учения по И.И.Ильясову (уяснение и отработка). Формирование. Развитие. Зона ближайшего развития.

2.4.2. Общепсихологический блок.
Представление об основных психических функциях, обеспечивающих процесс учения, и их роли (внимание, воображение, мышление, память). Задатки и способности в учении. Личность учащегося (по схеме В.С. Мерлина). Направленность личности. Мотивация деятельности учащихся; основные виды мотивации. Эмоционально-волевая сфера личности учащегося. Самостоятельность. Самоуправление деятельностью учащегося.

2.4.3. Блок психологии индивидуальных различий.
Представление о возрастных и индивидуальных особенностях учащихся (возраст, пол, темперамент, характер и т.д. в соответствии со схемой В.С. Мерлина). Специфика основных компонентов профессионально-педагогического процесса (теоретического обучения, практического (производственного) обучения, учебного проектирования, производственной практики) в подсистемах начального, среднего и высшего профессионального образования. Специфика воспитательной работы в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.
2.5. Обучение и воспитание (аспект учащегося): основные особенности проектирования, реализации и оценки образовательных технологий.

Дифференцированное обучение как выявление и учет индивидуальных особенностей, склонностей и интересов учащихся. Виды дифференциации (уровневая и профильная). Индивидуализация обучения. Активизация учения и учебной деятельности. Личностно-ориентированное обучение. Развивающий потенциал и развивающий эффект обучения. Психодиагностические методики как вспомогательный инструмент реализации и оценки образовательной технологии. Методики диагностики уровня развития и тесты способностей: логические способности, мышление, память, творческое развитие, обучаемость. (тесты Д.Векслера, Р.Амтхауэра, Дж.Равена, Стэнфорд-Бине, тесты ШТУР и АСТУР, батареи тестов дифференциальных (DAT) и общих способностей (GATB) и др.). Личностные тесты (опросник Р.Кеттела, Г.Айзенка, А.Эдвардса, репертуарные решетки Келли, многостадийный личностный опросник – MMPI, методика исследования жизненный планов LifeLine (Кроник, Головаха, Ахмеров), опросник личностных ориентаций POI, проективные техники, и др.).
2.6. Обучение и воспитание (аспект учащегося): основные реализованные педагогические системы и технологии.

Сравнительный анализ любых трех педагогических систем/технологий из списка по параметрам дифференциации, индивидуализации, развивающего и мотивирующе-активизирующего потенциала, ориентированности на личность учащегося. Список систем/технологий: Вальдорфская педагогика; Педагогика Ш.А.Амонашвили (гуманно-личностная); Игровое обучение; Коллективный способ обучения (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко); Модель «Русская школа»; Начальная школа (В.Н.Зайцев); Обучение на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин); Опорные схемы при комментируемом управлении (С.Н.Лысенкова); Программированное обучение; Система поэтапного обучения (Н.Н.Латышев); Система развивающего обучения (В.В.Занков); Система В.Ф.Шаталова; Технология авторской школы самоопределения (А.Н.Тубельский); Технология педагогических мастерских; Система развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов); Технологии проблемно-детельностного обучения (А.Вербиций и др.); Технология саморазвития (М.Монтессори); Дидактическая система деятельностного метода (Л.В.Петерсон, «Школа 2000»); Технология свободного труда (С.Френе); Технология эффективных уроков (А.А.Окунев); Уровневая дифференциация обучения (В.В.Фирсов); Школа-парк (М.А.Балабан); Школа завтрашнего дня (Д.Ховард).
3. Система профессионального образования в целом.
3.1. Обеспечение функционирования системы образования.

3.1.1. Нормативно-правовая база всех уровней и меры по обеспечению качества.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (13 января 1995 г.); Закон РФ о высшем и последипломном образовании. Национальная Доктрина образования в России, Концепция модернизации российского образования до 2010 года, Федеральная программа развития образования. Типовые положения об учреждениях начального, среднего, высшего образования. Учредительный договор и устав образовательного учреждения. Учебные программы и Учебные планы по конкретным дисциплинам. Паспорта специальностей научных работников. Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений. Государственный образовательный стандарт программ начального, среднего и высшего образования. Федеральные, национально-региональные и местные компоненты государственных стандартов.

3.1.2. Воспроизводство и сохранение системы образования. Система подготовки работников профессионального образования: ВУЗы (в т.ч. педагогические), последипломное образование (в т.ч. аспирантура и докторантура). Повышение квалификации педагогических, научно-педагогических кадров профессиональных образовательных учреждений. Развитие вспомогательных служб в профессиональных образовательных учреждениях в новых социально-экономических условиях: финансовой службы, служб маркетинга, мониторинга качества, деятельность практических психологов и социальных педагогов в профессиональном образовательном учреждении и др.
3.2. Основные аспекты функционирования системы образования.

3.2.1. Формирование целей образования.
Иерархия целей образования по уровням (социально-экономический заказ (модель специалиста (по Н.Ф.Талызиной) и модель компетенций.), уровень ступени образования (дошкольная; средняя школа; проф.образование: среднее и высшее; постдипломное)). Таксономии целей образования и обучения по различным основаниям. Функции образования.

3.2.2. Формирование содержания образования.
Базовая, вариативная и дополнительная компоненты содержания образования (в соответствии ГОС). Учебный план, модель учебного плана, типовой и рабочий учебные планы. Типовые и рабочие учебные программы. Конкретные элементы содержания образования (система знаний о природе, обществе, человеке, технологии и способах деятельности; система интеллектуальных и практических умений и навыков, обеспечивающих освоение и сохранение культуры; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру: труду, науке, другим людям, самому себе). Система взглядов, убеждений, идеалов, общечеловеческих ценностей. Национальная и интернациональная культура в содержании образования. Межпредметные связи. Анализ любой конкретной образовательной программы (четырех или пятилетнего) высшего образования с точки зрения указанных выше конкретных элементов содержания образования и межпредметных связей.

3.2.3. Основные виды методов обучения и технологий, используемых в образовании.
Метод обучения как система последовательных действий обучающего, организующих и обусловливающих познавательную и практическую деятельность учащегося по усвоению конкретного элемента социального опыта. Классификация и описание И.Я.Лернером методов обучения по основанию деятельности учащегося, организуемой методом (информационно-рецептивные, репродуктивные, эвристические, исследовательские, проблемные). Основные виды и описание технологий обучения: адаптивные, развивающие, личностно-ориентированные, диалоговые, модульные, контекстные, информационные, уровневой дифференциации обучения, группового воздействия, суггестологии, мультимедиатехнологии, игротехники, технологии педагогического общения, диагностики, прогнозирования, саморазвития, коррекции. Классификация технологий. Области применимости технологий.

3.2.4. Основные формы профессионального образования.
Обучение в ВУЗе. Основные модели колледжей и университетов. Последипломное образование (аспирантура и докторантура). Институциональные формы дополнительного последипломного профессионального образования: институты повышения квалификации, учебно-курсовые комитеты, курсы и т.п. Профессиональная переподготовка незанятого населения, учебные центры служб занятости. Внутрифирменное обучение кадров (обучение по Интернет, тренинговые формы обучения, система тренерства и наставничества, коучинг): подготовка, переподготовка, повышение квалификации персонала. Ступенчатая система обучения персонала. Неформальное образование взрослых. Развитие самообразования взрослых.

3.2.5. Некоторые проблемы системы образования.
Согласование образования с жизнью и потребностями конкретного человека (обеспечение гармоничного развития личности в целом и соответствия уровня образования требованиям времени – компьютерная, языковая, коммуникативная грамотность).
Профессиональная ориентация, профессиональная адаптация и профессиональная пригодность (соответствие требованиям рынка труда) как проблемы профессиональной педагогики.
Взаимосвязь и преемственность различных ступеней образования. Возникновение рынка образовательных услуг: проблемы конкуренции, обеспечения качества и адекватного запросам общества ассортимента своевременных образовательных услуг.
Проблемы административно-хозяйственного и финансово-планового уровня: недостаточность финансирования; сокращение временных ресурсов; транзакционные издержки, связанные с изменениями законодательства, реформированием и нововведениями в системе образования.
Проблема человеческих ресурсов: демографическая «яма» в среде учащихся, «утечка мозгов», дефицит высококвалифицированных преподавательских и управленческих кадров.
3.3. Развитие/деградация системы образования: основные тенденции.

3.3.1. Развитие идеи гуманизации образования как усиление его личностной направленности. Принципы реализации идеи гуманизации образования: его гуманитаризация; фундаментализация; деятельностная направленность; национальный характер образования. Изменения, вносимые в содержание образования и технологии обучения.

3.3.2. Развитие идеи демократизации образования как усиление его социальной направленности. Принципы реализации идеи демократизации образования: самоорганизации учебной деятельности учащихся, студентов; сотрудничества обучающих и обучаемых; открытости образовательных учреждений; многообразия образовательных систем; регионализации профессионального образования; равных возможностей; общественно-государственного управления.

3.3.3. Развитие идеи непрерывного профессионального образования как переход от формулы "образование на всю жизнь" к формуле "образование через всю жизнь", как создание условий для свободного продвижения человека в профессиональном образовательном пространстве. Принципы реализации идеи непрерывного профессионального образования: многоуровневости профессиональных образовательных программ; дополнительности (взаимодополнительности) базового и последипломного профессионального образования; маневренности профессиональных образовательных программ; преемственности образовательных программ; интеграции профессиональных образовательных структур; гибкости организационных форм профессионального образования (очная, вечерняя, заочная, открытое, дистанционное профессиональное обучение, экстернат и т.д.).

3.3.4. Информатизация образования. Компьютерные, мультимедийные и Интернет средства обучения. Учебные телекоммуникационные проекты. Психолого-педагогические основы компьютерного обучения. Педагогическая целесообразность и функциональные возможности компьютерного обучения: организация учебной деятельности в системе учитель-ученик-компьютер; индивидуализация процесса обучения; компьютер как тренажер и средство контроля; компьютер как моделирующая среда. Проблема отбора содержания образования с учетом новых информационных технологий. Информационные технологии обучения предмету: примеры конкретных программных продуктов.

3.3.5. Болонский процесс и его история. Основные мероприятия (ступени образования, образовательные кредиты, перестройка содержания и технологий образования, модульность обучения и т.д.). Перспективы и недостатки. Полемика о целесообразности вхождения России в Болонское соглашение.

3.3.6. Развитие дистанционного и дистантного образования. Преимущества и недостатки. Области применимости.

3.3.7. Введение новых форм аттестации обучающихся (средняя и высшая школа). Перспективы и недостатки.

3.3.8. Введение инновационных методов и форм обучения. Основные принципы реализации: переход от информативных методов к формам обучения с включением в деятельность учащегося; переход к активизирующим, развивающим, интенсифицирующим, игровым способам организации учебного процесса. Проблемы и задачи перехода от знаниевого к деятельностному подходу в образовании. Примеры инновационных методов и форм обучения.
3.4. Соотношение системы профессионального образования в России с аналогичными системами в других странах.

Основные тенденции развития профессионального образования за рубежом в ведущих странах: количественный рост профессиональных образовательных учреждений и ученических (студенческих) мест в них; гуманизация профессионального образования; ориентация на самостоятельную работу студентов; развитие общественных форм управления профессиональным образованием: развитие попечительских советов, участие в управлении союзов работодателей и профессиональных союзов, профессиональных ассоциаций; развитие независимых аттестационных организаций.
Основные характеристики зарубежных систем профессионального образования в Германии, Франции, Англии, США. Колледж и университет как общемировые модели профессиональных образовательных учреждений. Зарубежные модели непрерывного профессионального образования: пожизненное образование, перманентное образование, непрекращающееся образование.

 

  1. Материалы лекций С.Д.Смирнова.
  2. Материалы учебных курсов В.А.Попкова.
  3. Материалы лекций Н.Ф.Талызиной и И.И.Ильясова.
  4. Материалы работы семинара для аспирантов и слушателей ФПО.
  5. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2002.
  6. Володарская И. А., Митина А. И. Проблема целей обучения в современной педагогике. М. Изд-во МГУ, 1989.
  7. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985.
  8. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий. «Вопросы психологии», М., 1969, № 1.
  9. Гальперин П.Я. Организация умственной деятельности и эффективность учения. «Возрастная и педагогическая психология» / Материалы Всесоюзного совещания. Пермь, 10-14 апреля 1973. Также есть в хрестоматии «»
  10. Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». Автореф. дисс. докт. наук. Москва, 1965.
  11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М. «ИНТОР», 1996.
  12. Дидактика. Под ред. М.Н.Скаткина и И.Я.Лернера. М., 1989.
  13. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности. Сборник статей. М., Издательство МГУ, 1968.
  14. Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике: Научно-методическое пособие. М.: Издательский дом Ореол-Лайн, 1998.
  15. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., Издательство МГУ, 1986.
  16. Карпова А.Ф. Изменение поэтапного формирования при его систематическом применении. Сб. «Управляемое формирование психических процессов». М., Издательство МГУ, 1977.
  17. Коржуев А.В., Попков В.А. Вузовское и послевузовское профессиональное образование: критическое осмысление проблем, поиск решений. М.: Янус-К, 2002.
  18. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., «Педагогика», 1981.
  19. Обухова Л.Ф. Формирование системы физических понятий в применении к решению задач.
  20. От Выготского к Гальперину. Специальное приложение к «Журналу практического психолога» М.: Фолиум, 1996.
  21. Педагогика. Под ред. Ю.К. Бабанского. М., «Просвещение», 1983.
  22. Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. М.: УМЦ «Школа 2000…», 2003.
  23. Подольский А.И. Становление познавательного действия. М., Изд-во МГУ, 1987.
  24. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. М.: Академический проект, 2004.
  25. Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
  26. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., «Академия», 2001.
  27. Талызина Н. Ф. Методика составления обучающих программ в свете современных требований к модели специалиста / Новое в теории и практике обучения. M., «Знание», 1981.
  28. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., Изд-во МГУ, 1984.
  29. Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста. «Современная высшая школа», Варшава, 1986, № 2.
  30. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М., «Академия», 2001.
  31. Талызина Н. Ф. Практикум по педагогической психологии. М., «Академия», 2002.
  32. Теории учения. Хрестоматия. Часть 1. Отечественные теории учения. Под ред. Н.Ф.Талызиной, И.А.Володарской. М.: Редакционно-издательский центр «Помощь», 1996. Содержит статьи Выготского, Рубинштейна, Леонтьева, Гальперина, Давыдова, Ильясова, Талызиной.
  33. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В.Давыдова; Российская Академия Образования. – М.: Интор, 1994.- 128 с.

Боковое меню

Доступная среда

[wptelegram-ajax-widget username="FPOMSU" width="100%" height="300px"]

Подробнее

Наш институт

Информация

© 2025. ФПО МГУ Все права защищены!.