Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова
Факультет педагогического образования
|
|
---|
О факультете
Факультет педагогического образования (ФПО) организован в 1997 году решением Ученого совета университета по инициативе Ректора МГУ академика В.А.Садовничего. Новаторски развивая традиции передачи передового научно-педагогического опыта и современных педагогических технологий студентам, магистрантам, аспирантам и преподавателям, факультет педагогического образования осуществляет подготовку учащихся на трех уровнях:
• магистратура
• аспирантура
• дополнительное профессиональное образование.
15
февраля
2015
|
академическое звание: | член-корреспондент РАО по отделению философии образования и теоретической педагогики |
ученая степень и звание: | доктор физико-математических наук, профессор |
должность: | профессор механико-математического факультета МГУ, декан факультета педагогического образования МГУ, заведующий кафедрой образовательных технологий. |
тел.: | (495) 939-32-81 |
факс: | (495) 939-40-56 |
e-mail: | fpo.mgu(at)mail.ru rozov(at)rozov.mccme.ru |
Награды и почетные звания:
Медаль «Ветеран труда», Почетное звание "Заслуженный работник высшей школы РФ", Почетное звание «Заслуженный профессор МГУ», Бронзовая медаль ВДНХ, Знак "Отличник просвещения СССР" Минпроса СССР, Знак "За активную работу" Всесоюзного общества "Знание", Медаль «За заслуги перед высшей школой» Академии наук высшей школы РФ.
Другие звания:
академик-секретарь секции высшего образования и проблем подготовки и аттестации научно-педагогических кадров Международной Академии наук высшей школы, член-корреспондент Российской академии естественных наук, иностранный член Национальной академии искусств, языка и наук Мадагаскара, почетный профессор Юго-западного университета имени Неофита Рильского (Благоевград, Болгария), лауреат Главной премии Международной академической издательской компании "Наука" (Москва) за лучшую публикацию.
Научные интересы:
- Дифференциальные уравнения и их приложения
- Теория систем управления
- История и методология математики
- Проблемы преподавания математики в средней и высшей школе
- Проблемы педагогики и образования
Основные результаты:
Построена асимптотическая теория близких к разрывным периодических решений, моделирующих релаксационные колебания. Исследовались периодические движения и бифуркационные процессы в дифференциальных уравнениях с частными производными, дано теоретическое обоснование нового феномена буферности. Работы в основном выполнялись в соавторстве с Е. Ф. Мищенко и А. Ю. Колесовым. Получены результаты в теории обыкновенных дифференциальных уравнений, управляемых систем, оптимального управления и дифференциальных игр, дифференциальных уравнений в частных производных, в приложениях дифференциальных уравнений.
Ряд публикаций посвящен содержанию и методике преподавания математики в средней и высшей школе, истории и методологии математики, пропаганде математических знаний среди молодежи, педагогике и общим вопросам образования.
Публикации:
Опубликовано более 250 научных статей, 14 монографий и учебных пособий. На механико-математическом факультете МГУ читал курсы лекций "Обыкновенные дифференциальные уравнения", "Дополнительные главы обыкновенных дифференциальных уравнений", спецкурсы по качественным и асимптотическим методам в теории дифференциальных уравнений. На факультете педагогического образования МГУ читал курсы лекций по математике для гуманитариев, по методике преподавания математики в школе, по проблемам информатизации образования.
Монографии и учебные пособия
Математические статьи
Работы по педагогическим и другим вопросам
Карьера:
- 1958 г. – выпускник механико-математического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова (кафедра дифференциальных уравнений).
- 1961-1866 гг. – ассистент кафедры дифференциальных уравнений механико-математического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.
- 1964 г. – кандидат физико-математических наук (научный руководитель — академик Е. Ф. Мищенко).
- 1966–1970 гг. — заместитель декана механико-математического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова по обучению иностранных учащихся и международным связям.
- 1966–1983 гг. — доцент кафедры дифференциальных уравнений механико-математического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.
- 1968 – 1994 гг. — ведущий научный сотрудник отдела математики Всесоюзного института научной и технической информации (ВИНИТИ), руководитель раздела «Обыкновенные дифференциальные уравнения» реферативного журнала "Математика".
- 1983 г. – доктор физико-математических наук.
- с 1989 г. — профессор кафедры дифференциальных уравнений механико-математического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.
- с 1997 г. — декан-организатор факультета педагогического образования МГУ имени М.В.Ломоносова; заведующий кафедрой образовательных технологий.
С 1978 г. на механико-математическом факультете МГУ под руководством В. А. Кондратьева, В. М. Миллионщикова и Н. Х. Розова работает научно-исследовательский семинар по качественной теории дифференциальных уравнений.
С 2000 г. на факультете педагогического образования под руководством Н. Х. Розова работает научно-исследовательский семинар по педагогике, методике преподавания и вопросам образования.
Главный редактор журнала «Вестник Московского университета. Серия 20. «Педагогическое образование».
Член редколлегий изданий: Реферативный журнал "Математика", "Труды Московского математического общества", "Труды семинара им. И. Г. Петровского", "Дифференциальные уравнения", "Memoirs on Differetial Equations and Mathematical Physics" (Грузия), "Nonlinear Oscillations" (Украина), "Квант", "Математическое просвещение".
Подготовил 19 кандидатов наук (5 из них стали докторами наук).
15
февраля
2015
|
академическое звание: | действительный член РАО |
ученая степень и звание: | доктор философских наук, профессор |
должность: | профессор, директор Учебно-научного Объединения "Гуманитарное образование" |
Награды и почетные звания:
за разработку методологических вопросов истории науки, связанных с изучением наследия Г. Менделя, Моравский музей (ЧССР) наградил Купцова В.И. медалью Г. Менделя (1987); работа Купцова В.И. отмечалась почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, почетным знаком Минвуза СССР «За отличные успехи в работе», почетным знаком «Отличник просвещения СССР», дважды он награждался почетным знаком «Лауреат Всероссийского выставочного центра» (1996, 2003). В 2002 г. В.И. Купцов был награждён Грамотой Министерства Образования РФ за плодотворную педагогическую деятельность.
Другие звания:
член Академии социального образования, почётный член Академии ноосферы.
Основные результаты:
Купцов В.И. является автором оригинальных исследований в области философских проблем развития науки и образования, структуры научного знания, особенностей научного познания, природы фундаментальных открытий, математизации науки, детерминизма, особенностей современного мира.
Купцов В.И., будучи крупным ученым-философом, признанным методологом науки, внес заметный вклад в разработку актуальных проблем развития научного мировоззрения во второй половине XX столетия. В исследованиях феномена детерминизма им дано оригинальное толкование особенностей картины мира, построенной на основе динамических законов, выявлено многообразие форм случайностей, обоснована несводимость статических закономерностей к динамическим, на основе целостного изучения различных интерпретаций теории вероятностей, показана важность ее использования в физике, биологии, социологии и других областях науки.
В трудах В.И. Купцова исследуются специфика философского мышления, структура научного знания, соотношение эмпирического и теоретического в научном познании, анализируются критерии научности и их значение для науки и практики. В своих исследованиях он выдвигает и развивает собственные (авторские) концепции антиредукционизма, соотношения генетически связанных теорий, природы фундаментальных открытий, многообразия и особенностей математизации различных наук. Также В.И. Купцовым дана интересная разработка методологических проблем, связанных с изучением научного наследия Георга Менделя. За достижения в этой области он удостоен медали Г. Менделя (ЧССР).
В работах В.И. Купцова важное место занимают исследования интеграционных процессов в истории цивилизации и в современном мире, изучение и выявление особенностей социальных революций в XX в. В связи с этим им выработаны собственное видение и истолкование учения В.И. Вернадского о ноосфере. В.И.Купцовым проведены исследования особенностей развития образования и его места в развитии истории культуры. Большое внимание им уделено оценке истории России в 20 веке в контексте мировой истории.
Публикации:
Купцовым В.И. разработаны и читаются следующие курсы: «Философия», «Концепции современного естествознания», «История и философия науки», «Современная научная картина мира», «Религиоведение», «Мировая история», «Философские проблемы современного естествознания».
Под его руководством и при его авторском участии были разработаны учебное пособие для учителя «Человек и общество» в 3-х томах (изд-во МГУ, 1993) и учебное пособие для 11 класса средней школы «Человек и общество. Современный мир», опубликованное в 1994 г. изд-вом «Просвещение» полуторамиллионным тиражом и переизданное в 1996 г.
Под его руководством и при его авторском участии было подготовлено двухтомное учебное пособие для вузов «Философия и методология науки» (изд-во «Мегаполис», 1994). Эта книга была издана в качестве учебного пособия в 1997 г.
Купцовым В.И. подготовлены программа и учебное пособие по предмету – «Концепции современного естествознания». В 2002 г. в соавторстве с С.В. Девятовой им была опубликована книга «Концепции естествознания», которая в 2003 г. была переиздана. В 2002 г. в соавторстве с С.В. Девятовой им была издана книга «Путь к истине» (42 п.л.).
Купцов В.И. и Девятова С.В. разработали концепцию гуманизации и гуманитаризации образования (Социально-политический журнал N6, 1995, N1, 1996), одобренную Президиумом Российской академии образования.
В целом В.И.Купцовым опубликовано свыше 130 научных работ, под его редакцией вышло в свет 18 книг. Обширна география издания научных работ В.И. Купцова: Афины, Варшава, Ганновер, Зальцбург, Монреаль и другие города разных стран. Его труды опубликованы на многих иностранных языках — английском, немецком, французском, греческом, венгерском, польском, итальянском и т.д.
Некоторые работы В.И.Купцова:
Карьера:
- 1959 г. – выпускник Московского физико-технического института.
- 1960 - 1963 гг. – аспирантура философского факультета МГУ,
- 1963 – 1976 гг. – ассистент, старшим преподаватель, доцент философского факультета МГУ.
- 1964 г. – кандидат философских наук.
- 1974 – доктор философских наук.
- 1976-1985 – профессор и заведующий кафедрой философии естественных факультетов МГУ.
- 1985 – 1987 гг. – заместитель директора Института философии АН СССР.
- 1987 – 1992 – начальник Главного управления преподавания общественных наук Государственного комитета СССР по народному образованию.
- с 1990 г. — действительный член АПН СССР.
- 1992 г. – первый заместитель руководителя Гуманитарного центра Российской академии управления.
- с 1993 г. — действительный член РАО.
- c 1994 г. – директор Учебно-научного Объединения "Гуманитарное образование" (объединение включено в 1999 в состав ф-та пед. образования МГУ).
В течение многих лет Купцов В.И. был членом экспертного докторского совета ВАК, членом коллегии Гособразования СССР, членом коллегии Гособразования СССР по аттестационным вопросам. При его активном участии в систему образования нашей страны было введено изучение социологии, политологии, культурологии. Он был первым заместителем председателя Научного совета при Президиуме АН СССР по комплексной проблеме «Философские и социальные проблемы науки», членом Центрального совета методологических семинаров при Президиуме АН СССР, членом Президиума общества «Знание» РСФСР, членом бюро отделения «Образование и культура» РАО.
Довольно продолжительное В.И. Купцов время являлся членом редколлегии журнала «Философские науки», членом редакционного совета журнала «Вестник высшей школы».
В настоящее время он является членом Совета факультета педагогического образования МГУ, членом диссертационного Совета Д-502.006.13 по психологическим и педагогическим наукам в Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации, членом Научно-методического совета Министерства образования РФ по «Концепциям современного естествознания», членом редколлегии журнала «Вестник Московского университета. Педагогическое образование», научным руководителем школы N 716 г. Москвы, научным руководителем городской экспериментальной площадки (15 школ г. Москвы) по теме «Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся в современных условиях».
Учителя и ученики:
Несомненны заслуги В.И. Купцова и в подготовке научно-философских кадров. Им подготовлено 33 кандидата философских наук, из которых 11 стали докторами философских наук. По существу, можно говорить о научной школе Купцова. В числе его учеников можно назвать таких ныне известных в России ученых, как В.Г. Борзенков (заслуженный профессор МГУ), С.А. Лебедев (заслуженный профессор МГУ), В.В. Ильин, А.В. Кезин и др.
15
февраля
2015
|
академическое звание: | действительный член РАО |
ученая степень и звание: | доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ |
должность: | профессор, зав. лабораторией «Педагогическая психология» при психологическом факультете МГУ, руководитель Центра по переподготовке работников системы образования |
тел.: | (495) 939-32-81 |
факс: | (495) 939-40-56 |
e-mail: | talyzinan(at)mail.ru |
Награды и почетные звания:
Золотая медаль Российской Академии Образования (2007), золотая медаль «Выдающиеся ученые 21 века» Международного биографического центра (2007), лауреат премии Президента РФ (1998), лауреат премии М.В.Ломоносова (2001), почетный профессор факультета психологии МГУ (2003), медали им. Н.К. Крупской и К.Д.Ушинского за научную, педагогическую деятельность, значок "Отличник высшего образования", 2-е медали ВДНХ, правительственный Орденом Кубы за вклад в развитие образования в республике (1988).
Научные интересы:
педагогическая психология, дидактика
Основные результаты:
Нина Федоровна Талызина внесла крупный вклад в разработку деятельностной теории учения. В 50-е гг. в кандидатской диссертации, выполненной под руководством П.А. Шеварева, Н.Ф. Талызиной исследованы особенности сокращения умственных действий в процессе их формирования. Начиная с 50-х гг., она ведет исследования в тесном контакте с П.Я. Гальпериным. Первый цикл исследований был посвящен действиям, лежащим за понятиями, что позволило вскрыть психологические механизмы становления и функционирования научных понятий. Умственные действия, обеспечивающие выполнение логических операций доказательства, классификации, рассматривались как пути формирования логического мышления у детей; исследовались также особенности функционирования логических приемов мышления у взрослых. Это привело к разработке метода моделирования разных видов познавательной деятельности и формулировке принципов управления процессом их формирования, помогло понять соотношение психологического и логического подходов к изучению мышления. Установлено, что управление процессом усвоения умственных действий, лежащих за логическими знаниями и операциями, позволяет формировать полноценные понятия уже у детей 5-6 лет в то время, как стихийный ход становления логического мышления приводит к наличию дефектов в его функционировании даже у взрослых образованных людей. Это показывает несостоятельность рассмотрения возраста как критерия развития логического мышления, вскрывает зависимость последнего от условий усвоения социального опыта и доказывает социальную природу человеческой психики. Изучение психологических механизмов обобщения в экспериментах на нормальных детях и на детях с задержками в психическом развитии обнаружило, что обобщение не определяется непосредственно общностью свойств в предметах, а зависит от того, на что ориентируется человек в работе с предметами, какое место те или иные свойства занимают в структуре деятельности субъекта. Это открывает путь для управления процессом обобщения, планирования свойств, по которым требуется провести обобщение.
В 60-е г.г. с появлением программированного обучения Н.Ф.Талызиной проводится анализ общей теории управления, исследуются возможности ее использования в учении (при разработке принципов программированного обучения). Ею была сформулирована деятельностная концепция программированного обучения, отличающаяся от американского аналога, построенного на основе бихевиоризма. Этот этап исследований Н.Ф. Талызиной обобщен в ее докторской диссертации, посвященной психологическим основам управления усвоением знаний (1970).
В 70-е г.г. Н.Ф. Талызина продолжила исследование закономерностей процесса усвоения и возможностей управления им; осуществляются исследования по психолого-педагогическим основам применения обучающих машин, выявлению функций учебника в учебном процессе; разрабатывается методика составления обучающих программ; анализируются функции контроля при усвоении знаний.
В 80-е гг. Н.Ф. Талызина обосновывает деятельностный подход к психодиагностике познавательной деятельности учащихся; выявлены принципы составления принципиально новых диагностических методик; показан метод оценки истинных возможностей традиционных тестов. Проведен цикл исследований близнецовым методом, подтвердивших социальную природу человеческих способностей и позволивших предложить новый подход к диагностике интеллектуальной деятельности. Важное значение имеют работы Н.Ф. Талызиной в области дидактики, построенной на деятельностной теории учения. Прежде всего следует отметить исследование, посвященное методологии построения содержания обучения с опорой на модель целей, представленных в виде типовых задач.
Публикации:
Талызина Н.Ф. читает в МГУ курсы лекций: “Педагогическая психология”, “Психологическая диагностика интеллекта”, “Зарубежные теории учения”.
Общее число опубликованных работ около 400, часть из них изданы на 16-ти языках за рубежом.
Основные монографии, учебники и диссертации
Некоторые статьи по психологии и деятельностной теории учения
Книги и статьи по педагогическим вопросам
Карьера:
- 1942 г. – Ярославское педучилище,
- 1946 г. – физико-математический факультет Ярославского педагогического института,
- 1950 г. – аспирантура Института Психологии АПН РСФСР, с того же года преподаватель МГУ им. М.В.Ломоносова.
- 1963 - 1995г. – заведующий кафедрой психологии и педагогики факультета психологии МГУ,
- с 1966 – руководитель лаборатории педагогической психологии при факультете психологии МГУ,
- 1970 – доктор психологических наук,
- 1971 – профессор, член-корреспондент АПН СССР,
- 1989 – действительный член АПН СССР,
- с 1989 – руководитель Центра по переподготовке работников системы образования при факультете психологии МГУ,
- 1992 – действительный член РАО,
- 1997 – Заслуженный профессор МГУ.
Талызина Н.Ф. была экспертом ЮНЕСКО, в течение 7-ми лет была членом ВАК СССР по психологии и педагогике. Была председателем, а в настоящее время является членом нескольких диссертационных совете по защите докторских и кандидатских диссертаций по педагогической психологии и педагогике.
Более 15 лет была членом редколлегии журнала "Советская педагогика", Международного журнала "Научные основы обучения" (Голландия), и европейского журнала "Измерение и оценивание".
В настоящее время - член редколлегии журналов «Вестник МГУ. Серия 14. Психология», «Вестник МГУ. Серия 20. Педагогическое образование».
Учителя и ученики:
Под руководством П.А.Шеварева Н.Ф. Талызина защитила диссертацию. Долгое время работала вместе с А.Н.Леонтьевым, П.Я.Гальпериным.
Подготовила более 70 кандидатов и докторов наук.
15
февраля
2015
|
СОДЕРЖАНИЕ
К нашим коллегам
Пять лет факультету педагогического образования МГУ
Загрузить: .zip
Актуальный вопрос
Садовничий В.А. Образование, которое мы можем потерять
Загрузить: .zip
Педагогические размышления
Абрамов А.М. Российское образование в XXI веке: новые рубежи
Загрузить: .zip
Слово метра
Александрова П.С. О призвании ученого
Загрузить: .zip
Истории МГУ — четверть тысячелетия
Тропин В.И. Академик И.Г. Петровский - ректор Московского университета
Загрузить: .zip
Кладезь идей и опыта
Кожевников Е.М.Архивы МГУ рассказывают
Загрузить: .zip
Предания старины
К 275-летию со дня рождения И.И. Шувалова
Об учреждении университета в Москве
Загрузить: .zip
Орлов А.С.Первое Министерство народного просвещения
Загрузить: .zip
События и годы
Григорьев С.Г.Форум специалистов по информатизации учебного процесса
Загрузить: .zip
В перерывах между лекциями
Пойа Д. Об учении, преподавании и обучении преподаванию
Загрузить: .zip
Дело всей жизни
Ростислав Семенович Черкасов
Загрузить: .zip
Указатель статей и материалов, опубликованных в журнале "Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование" в 2002 г.
Загрузить: .zip